Статья 17115

Название статьи

ТИПЫ ЦВЕТООБРАЗОВ В СМЫСЛОВОЙ ДИДАКТИКЕ

Авторы

Рудакова Ирина Алексеевна, доктор педагогических наук, профессор, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова (Россия, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132) член-корреспондент РАЕН, профессор кафедры педагогики и психологии, Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар, ул. Ставропольская, 149), irina_rudak@mail.ru
Хуаз Бэла Азаматовна, соискатель, кафедра педагогики  и образовательных технологий, Центр профессиональной переподготовки  и повышения квалификации  преподавателей высших и средних  специальных учебных заведений, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова (Россия, г. Новочеркасск, ул. Просвещения, 132), belahuaz@yandex.ru

Индекс УДК

37.02

Аннотация

Актуальность и цели. Внимание к мотивационно-смысловым аспектам обучения в современном российском образовании диктует необходимость раскрыть смыслообразующий потенциал цветообразов, которые подростки используют в учебном процессе. Педагогическая практика свидетельствует о том, что обучающиеся не осознают ценности субъективного отношения к учебному содержанию, у них утрачивается привычка «работать» с цветовыми образами и, как результат, «открывать» свой внутренний мир для себя и других. Цель работы – разработка типов цветообразов в контексте смысловой дидактики.
Материалы и методы. Реализация исследовательских задач была достигнута на основе использования психологических исследований в области смысла и саморазвития личности. Методологический потенциал включает структурно-смысловой анализ, применение которого позволяет обосновать выбор критериев для формирования типологии цветообразов, используемых обучающимися в учебном процессе, и последующего выбора технологий, инициирующих их смыслообразование.
Результаты. Выделены и охарактеризованы типы цветообразов как способа «включения» личностно значимого отношения обучающихся к учебному содержанию в зависимости от специфики их восприятия, личностной интерпретации и презентации обучающимися в учебном процессе. Уточнены критерии, в соответствии с которыми выделены и охарактеризованы три группы цветообразов, имеющих множество подгрупп (неустойчивые, заимствованные, цветообразы-свойства и др.).
Выводы. Предложенная типология цветообразов служит основанием для разработки технологий, инициирующих смыслообразование обучающихся в учебном процессе, что позволит учителям осуществлять мягкое управление развитием их смысловой сферы.

Ключевые слова

смысловая дидактика, цветообраз, типы цветообразов, критерии упорядочивания, личностное восприятие, глубина личностной интерпретации, презентация.

 Скачать статью в формате PDF

Список литературы

1. Абакумова, И. В. Смыслоцентризм в педагогике: новое понимание дидактических методов / И. В. Абакумова, П. Н. Ермаков, И. А. Рудакова. – Ростов н/Д : Изд-во Ростов. ун-та, 2006. – 256 с.
2. Психология эмоций : хрестоматия / сост. В. К. Вилюнас. – СПб. : Питер Ком, 2007. – 705 с.
3. Кагермазова, Л. Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теория и технологии направленной трансляции смыслов в обучении : автореф. дис. … д-ра психол. наук / Кагермазова Л. Ц. – Ростов н/Д, 2009. – 45 с.
4. Лукина, Е. А. Особенности самоосуществления человека в разные периоды взрослости : автореф. дис. … канд. психол. наук / Лукина Е. А. – СПб., 2006. – 258 с.
5. Матвеева, Е. В. Функции цветообраза в прозе ФРГ 60–80-х гг. : дис. … канд. филол. наук / Матвеева Е. В. – Н. Новгород, 1999. – 216 с.
6. Адаскина, А. А. Художественное восприятие действительности у детей и взрослых / А. А. Адаскина // Психологический журнал. – 2000. – Т. 21, № 4.
7. Курина, В. А. Педагогическое проектирование как способ творческой организации образовательного пространства / В. А. Курина // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2013. – № 4. – С. 196–204.
8. Хуаз, Б. А. Основные свойства цветообраза как психологической категории / Б. А. Хуаз // Актуальные проблемы реализации социального, профессионального и личностного ресурсов человека : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (заоч-ной) / под ред. Е. В. Харитоновой. – Краснодар : ИЭиУ МиСС, Парабеллум, 2014. – С. 281–285.
9. Арсеньев, И. К. Эстетические закономерности и психологические механизмы художественного восприятия : автореф. дис. … канд. филос. наук / Арсеньев И. К. – М., 2011. – 28 с.
10. Колесина, К. Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе / К. Ю. Колесина. – Ростов н/Д : Старые русские, 2008. – 250 с.
11. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. – М. : Смысл, 2003. – 487 c.
12. Савин, В. А. Дидактические основы развития самопрезентации у старшеклассников : автореф. дис. … канд. пед. наук / Савин В. А. – Ростов н/Д, 2013. – 137 с.
13. Подласый, И. П. Продуктивная педагогика : кн. для учителя / И. П. Подласый. – М. : Народное образование, 2003.

 

Дата создания: 03.06.2015 15:20
Дата обновления: 28.07.2015 15:52